25-06-2009 В КБХА проведены огневые испытания нового ракетного двигателя
24 июня в испытательном комплексе Конструкторского бюро химавтоматики (г. Воронеж)
состоялось очередное успешное огневое испытание нового жидкостного ракетного
двигателя 14Д23/РД-0124А, создаваемого для использования в составе ракеты-носителя
«Союз-2-1б» головного разработчика ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс», а также в составе
ракеты-носителя «Ангара» головного разработчика ГКНПЦ им. М.В. Хруничева.
К настоящему времени в КБХА проведено в общей сложности более 180 огневых
испытаний данного ракетного двигателя. Однако впервые с момента начала отработки
двигатель был изготовлен с предельными допусками, заложенными конструкторской и
технологической документацией, и 24 июня прошел проверку огнем в условиях, находящихся
за пределами эксплуатационных режимов. Таким образом, воронежские разработчики
подтвердили высокую надежность созданного ЖРД.
Стоит отметить, что в ходе отработки нового двигателя подтверждению его надежности
на предприятии уделяется особое внимание. Так, в апреле текущего года другой экземпляр
ЖРД 14Д23/РД-0124А в ходе четырех огневых испытаний, проведенных в гарантийных
пределах по тяге и соотношению компонентов, суммарно отработал на стенде более 3000
секунд, что составляет более одиннадцати полетных ресурсов ракеты «Союз-2-1б».
Новый ЖРД 14Д23, первый за постсоветский период новый ракетный двигатель для
отечественной РН, фактически уже получил путевку в жизнь, успешно пройдя два летных
испытания в составе третьей ступени ракеты-носителя «Союз-2-1б». Первый раз в декабре
2006 года с помощью нового воронежского двигателя на орбиту был успешно выведен
дорогостоящий европейский спутник Corot. Вторые летные испытания ракеты-носителя с
ЖРД 14Д23 состоялись 26 июля 2008 года, когда с космодрома в Плесецке был осуществлен
пуск в интересах Министерства обороны РФ.
Стоит отметить, что работа над новым двигателем важна не только для воронежского
предприятия, но и для всей страны, поскольку благодаря новому двигателю третьей ступени
разработки и производства КБХА серьезно улучшаются технические характеристики базовой
космической ракеты России «Союз», а именно, увеличивается ее грузоподъемность на тонну.
Недаром среди всех кислородно-керосиновых ракетных двигателей, существующих в мире,
двигатель 14Д23/РД-0124А обладает самым высоким удельным импульсом тяги.
Использование этого же двигателя на новейшей ракете-носителе «Ангара» ГКНПЦ
им. М.В. Хруничева представляется не менее важным проектом. РН «Ангара»,
предназначенная для запусков с космодрома в Плесецке, обеспечит России независимый
доступ в космическое пространство. Выгодной чертой новой ракеты является работа на
экологически чистых компонентах топлива – кислороде и керосине. Первый полет «Ангары»
ожидается в 2011 году. В настоящее время в ГКНПЦ им. М.В. Хруничева КБХА передало
экземпляр ракетного двигателя РД-0124А для проведения огневых испытаний в составе
ступени. Они должны состояться в конце 2009 года.
Наряду с созданием ЖРД 14Д23/РД-0124А в КБХА реализуется ряд других значимых
проектов. В частности, в 2009 году ускоренными темпами продвигается отработка нового
кислородно-водородного ЖРД РД-0146, предназначенного для верхних ступеней и разгонных
блоков перспективных ракет-носителей.
Испытания нового ракетного двигателя успешно прошли в Воронеже
04.05.2011
В Воронежском конструкторском бюро химавтоматики (КБХА) успешно проведены сертификационные испытания нового жидкостного ракетного двигателя РД-0124, сообщил во вторник генеральный конструктор предприятия Владимир Рачук.
На огневом стенде КБХА проведен последний пуск двигателя по программе межведомственных испытаний, завершивший процесс его создания. Двигатель принят Межведомственной комиссией, подчеркнул Рачук, передает ИТАР-ТАСС.
«В ходе испытаний на разных режимах, соотношениях компонентов топлива и в различных диапазонах тяг, в том числе превышающих эксплуатационные требования, двигатель РД- 0124 показал свою работоспособность и надежность», - отметил Рачук. Всего «было проведено 225 огневых испытаний с суммарной наработкой более 55 тысяч секунд», добавил он. Теперь, отметил Рачук, главной задачей является своевременное и качественное изготовление очередных экземпляров нового двигателя для поставки ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс».
Кислородно-керосиновый двигатель РД-0124, предназначенный для третьей ступени ракеты-носителя «Союз-2-1б», имеет тягу 30 тонн, его модификация также будет использоваться на ракете-носителе «Ангара». РД-0124 стал первым в постсоветской истории новым ЖРД, полетевшим на отечественной ракете. «Теперь РД-0124 стал и первым российским двигателем, прошедшим приемку Межведомственной комиссии», - подчеркнул генеральный конструктор.
В экспериментальном порядке с 2006 года РД-0124 уже четырежды в составе ракеты-носителя «Союз-2-1б» успешно выводил дорогостоящую полезную нагрузку в космос. Последний такой запуск был осуществлен 26 февраля 2011 года, когда с космодрома в Плесецке на орбиту был выведен новый космический аппарат «Глонасс-К», представляющий третье поколение отечественных навигационных спутников.
http://www.vz.ru/news/2011/5/3/488509.html